Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в случае фиксации правонарушений в автоматическом режиме упрощен.
Федеральным законом от 29.12.2020 № 471-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, направленные на упрощение порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
Текущей редакцией ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может являться фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
При этом, в силу ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в форме электронного документа.
Указанной нормой также предусмотрена возможность направления постановления об административном правонарушении в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.
Вместе с тем на современном этапе развития фиксирующих технических средств невозможно полностью исключить вероятность технических ошибок, вследствие которых могут быть вынесены необоснованные решения о привлечении к административной ответственности. Однако специального порядка обжалования таких необоснованных постановлений действующее законодательство не содержит, в связи с чем необоснованно привлеченные к административной ответственности лица вынуждены нести значительные материальные и временные затраты для восстановления своих прав.
В этой связи, ст.ст. 30.2 и 30.8 КоАП РФ дополнены нормами, устанавливающими возможность подачи жалобы на вышеуказанное постановление и получения копии решения по ней в электронной форме.
Оспаривание судебных постановлений по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 1 ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) прокурору предоставлено право опротестования не вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении. В 2020 году судами общей юрисдикции по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 136 лиц с наложением административных штрафов на сумму свыше 2 млн руб. Прокурорами принесен 1 протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, которое рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии с частью 2 статьи 30.12 КоАП РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором. Следует отметить, что вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении могут быть опротестованы прокурором вне зависимости от его участия по данному делу.
Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении должны содержать: наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест; сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест; сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении; указание на постановление и решение по делу; доводы с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления и решения по делу; перечень прилагаемых материалов; подпись.
Срок обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений по делам об административных правонарушениях не определен законом.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в случае истечения срока привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Истечение срока привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим ответственность за совершение административного правонарушения.
После истечения этого срока вопрос об ответственности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство.
Кроме того, решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста не должно усиливать административное наказание или иным образом ухудшать положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В 2020 году прокуратурой республики принесено 3 протеста на вступившие в законную силу судебные постановления по делам об административных правонарушениях, которые рассмотрены и удовлетворены.
До 1 апреля субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется без подачи заявления.
Правительством РФ утверждено постановление № 2391, согласно которому до 1 апреля 2021 года гражданам не надо подавать заявление и документы, чтобы продолжать получать субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, срок предоставления которых истекает до 1 апреля 2021 года.
Обычно субсидии на оплату ЖКУ выдаются гражданам на шесть месяцев. Для продления выплаты на следующие полгода необходимо заново подавать заявление и документы, подтверждающие нуждаемость. Из-за коронавируса ограничение в сроках было снято до 31 декабря, выплата продлевалась автоматически.
Теперь эта мера пролонгируется до 1 апреля. То есть граждане, у которых срок предоставления субсидии истекает в период с 1 января по 1 апреля 2021 года, смогут получить господдержку в прежнем размере на последующие шесть месяцев без подачи заявлений и документов.
Внесены изменения в нормы Уголовного кодекса РФ, регулирующие вопросы ответственности за преступления в сфере противодействия коррупции.
С 07.03.2021 вступили в силу поправки к статьям 201 и 285 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), внесенные Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ в целях совершенствования правовой основы противодействия коррупции.
Изменения направлены на расширение предусмотренного пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ перечня лиц, которые признаются должностными лицами для целей главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ.
В этот перечень включены лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.
В пункт 1 примечаний к статье 201 УК РФ внесено корреспондирующее изменение, определяющее, какие лица признаются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Об ответственности за участие граждан в несанкционированных публичных мероприятиях.
Участие граждан в несанкционированных публичных мероприятиях (митингах, пикетах, шествиях) является административным правонарушением, предусмотренным ст. 20.2 КоАП РФ и предусматривает наказание вплоть до административного ареста сроком до 15 суток.
При проведении публичных мероприятий правоохранительные органы в рамках установленных законом полномочий обеспечивают охрану общественного порядка, принимают меры упреждающего характера, а при наличии оснований – привлекают виновных лиц к административной ответственности.
За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей наступает административная ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ, влекущая наказание в виде наложения административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Обращаем внимание родителей несовершеннолетних детей о надлежащем за ними родительском контроле, в том числе за их времяпровождением. За участие в несанкционированных митингах детей до 16 лет к ответственности могут быть привлечены родители, детей от 16 до 18 лет – и родители, и несовершеннолетние дети.
Вовлечение несовершеннолетних в участие в несогласованных публичных мероприятиях в соответствии с ч.1.1 ст. 20.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, или обязательных работ на срок от двадцати до ста часов, ли административного ареста на срок до пятнадцати суток; а на должностных лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей.
В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 212.1 УК РФ, вплоть до лишения свободы.
Введена административная ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Федеральным законом от 24.02.2021 № 19-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) дополняется статьями 13.42–13.46, частями 3 и 4 статьи 19.7.10, статьёй 19.7.10-3, устанавливающими административную ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», введённых Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Внесенными в КоАП РФ поправками определяются подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями Кодекса, и полномочия должностных лиц органов ФСБ России и Роскомнадзора по составлению протоколов о таких административных правонарушениях.
Суммы штрафов в зависимости от состава административного правонарушения для юридических лиц, например, варьируются от двадцати тысяч рублей до семисот тысяч рублей, в ряде случае устанавливается также ответственность в виде административного приостановления деятельности.
Кроме того, в часть 1 статьи 4.5 и статью 13.11 КоАП РФ вносятся изменения, предусматривающие увеличение до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, усиление административной ответственности за указанные административные правонарушения и установление повышенной административной ответственности в случае их повторного совершения.
С момента вступления поправок в силу обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Федеральный закон вступает в силу по истечение тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 февраля 2023 года.
О нововведениях в декларационной компании 2021 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января по 30 июня 2021 г. включительно вместе со сведениями, представляемыми по ранее утвержденной форме справки, должны быть представлены уведомления о принадлежащих должностным лицам, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) по установленной форме уведомления.
Данное требование является новацией в декларационной кампании 2021 года.
Уведомление заполняется лишь при наличии у лица цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых прав и цифровой валюты.
При их отсутствии уведомление не подается.
Как не стать жертвой телефонных мошенников.
В последнее время в России и в Республике Адыгея возросло количество «телефонных» мошенничеств в отношении граждан. Действия телефонных мошенников квалифицируются по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации как мошенничество, то есть умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием.
Также статьей 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа.Так, распространение получила мошенническая схема с незаконным использованием подменных абонентских номеров (используются номера банков и подразделений МВД России).
Звонок осуществляется якобы сотрудником банка, который информирует о попытке оформления неизвестным третьим лицом кредита в онлайн-банке. Далее злоумышленник убеждает гражданина в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита.
Для подтверждения информации звонок поступает от «сотрудника полиции», который подтверждает слова мошенника, представившегося сотрудником банка.
Также соответствующая схема может быть реализована с помощью автоматизированных систем — с переключением на робота, чтобы сообщить ему конфиденциальные сведения, которые доступны только клиенту (например, код подтверждения совершения банковской транзакции из СМС). В дополнение к этому злоумышленники используют психологический прием и перед переключением на робота напоминают жертве, что нельзя называть секретные коды сотрудникам банка, подразумевая, что сотруднику сообщать конфиденциальную информацию нельзя, а роботу — можно.
В некоторых случаях телефонные мошенники используют модернизацию голоса звонящего с целью введения потенциальной жертвы в заблуждение в отношении того, с кем он ведет телефонный разговор. Если кто-то звонит и голосом близкого человека просит срочно перевести деньги на новый номер или на банковскую карту, скорее всего у адресата не возникнет подозрений.
Идеальным способом защиты выступает прекращение разговора с собеседником, личность которого вызывает подозрение. Для противодействия мошенническим действиям следует не совершать операции по инструкциям, полученным в результате телефонного разговора. В случае сомнений в добросовестности звонящего лучше завершить звонок и перезвонить по номеру телефона банка или мобильного оператора.
При поступлении подозрительного звонка или СМС рекомендуется незамедлительно обращаться в полицию и не реагировать на просьбы мошенников.
Ужесточена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
Федеральным законом от 24.02.2021 № 24-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Внесенными изменениями ужесточена административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.
Например, за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей теперь предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ).
За неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов (ст. 1.1 КоАП РФ).
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 ст. 19.3 КоАП РФ, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до тридцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон вступит в силу 07.03.2021.
Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов посредством сети «Интернет» уголовно наказуемо.
Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» часть 2 статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом «д», в соответствии с которым введена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Указанное деяние наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет без такового.
В часть 3 введена повышенная ответственность для случаев наступления тяжких последствий, которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Федеральный закон вступит в силу 07.03.2021.